ХАРТИЯ «АССАМБЛЕИ НАРОДОВ РОССИИ»
“О ГРАЖДАНСКИХ ПРАВАХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

Принята на II-м Съезде Ассамблеи народов России г. Москва. 8 июня 2000 г.

За многовековую историю Россия накопила огромный и во многом уникальный опыт обустройства народов, сотворчества культур и сосуществования различных вероисповеданий в едином государстве, при огромной роли русской нации как собирателя земель и народов российских.

Современное российское общество является наследником этого богатейшего опыта, веками сложившихся традиций сотрудничества и совместной деятельности народов и культур по обустройству и защите Российского государства, по обеспечению духовности и уважения достоинства всех ее народов, граждан всех национальностей и вероисповеданий на принципах равноправия, партнерства и паритета интересов. Одновременно политические режимы наследовали нам злую память имевших место проявлений недоверия и межнациональной розни, несправедливости к целым народам и конфликтов на межнациональной и межрелигиозной основе. Мы же — наследники созидательного опыта, ценностей сотрудничества народов и сотворчества культур, потенциала дружбы и общности многонационального российского народа.

Наше наследие и будущее — это добрососедство, взаимопонимание и взаимоподдержка, толерантность и сотрудничество, культурное сотворчество и дружба народов Российской Федерации.

Ассамблея народов России, основывая свою деятельность на принципах справедливости и равенства, во имя достоинства и благополучия каждого народа независимо от его численности, любого гражданина независимо от его расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности, принимает настоящую Хартию и провозглашает приоритет основополагающих гражданских прав и свобод человека и народов, следование которым позволит всем народам России независимо от их численности, гражданам всех национальностей и вероисповеданий достойно существовать и благополучно взаимодействовать в составе единого многонационального народа Российской Федерации.

Хартия Ассамблеи народов России «О гражданских правах народов Российской Федерации» основывается на Конституции и законах Российской Федерации, на общепризнанных принципах и нормах международного права, на общечеловеческих ценностях духовности и морали.

Настоящей Хартией, Ассамблея народов России предлагает российскому многонациональному обществу и государству гражданскую доктрину самобытного и равноправного развития и сотрудничества народов и граждан всех национальностей России, их взаимной ответственности за судьбу каждого народа, культуры и языка, ответственности за демократические перспективы единой общности многонационального народа Российской Федерации

Настоящая Хартия,

подтверждая, что неотъемлемые права и фундаментальные свободы человека, в том числе права и свободы народов, универсальны, неделимы, взаимозависимы и должны быть защищены справедливым и равноправным способом,

подчеркивая, что ответственность и обязанность обеспечивать и защищать неотъемлемые права и фундаментальные свободы человека и народов лежат не только на государстве, но и на институтах гражданского общества,

признавая право, обязанность и ответственность индивидов, групп и объединений граждан наряду и вместе с органами государственной власти обеспечивать уважительное отношение ко всем народам и культурам, способствовать распространению знаний о достижениях народов и культур, о неотъемлемых правах и фундаментальных свободах человека и народов,

провозглашает важными и необходимыми утверждать в своей деятельности следующие права, свободы и обязанности народов и граждан всех национальностей Российской Федерации во всех сферах жизнедеятельности многонационального российского общества, российского государства.

Раздел 1. Основные принципы равноправия народов и граждан всех национальностей Российской Федерации

Статья 1. Каждый народ имеет право на достойное существование и уважение его национальной, культурной, исторической, религиозной и языковой самобытности, чести и достоинства. Ни один народ не должен быть объектом дискриминации любого рода, унижения или преследования, никто не имеет права ущемлять интересы какого бы то ни было народа как единой целостной культурно-исторической общности.

Статья 2. Все народы независимо от их численности и граждане независимо от их национальной и религиозной принадлежности пользуются одинаковым уважением и имеют равные права.

Статья 3. Каждый народ, граждане всех национальностей имеют право на защиту культурных и социально-исторических основ своей жизнедеятельности, таких как родной язык, образование, самобытная организация общинной жизни, внутринациональные и межнациональные контакты, информация, трудовая занятость, политическое представительство, а также на широкую автономию и самоуправление.

Статья 4. Представители всех народов Российской Федерации на территории каждого из субъектов Российской Федерации независимо от национальности или религиозной принадлежности и в соответствии со своей профессиональной квалификацией имеют равное право на занятие должностей в учреждениях государственной власти и управления, муниципальных и других органах местной власти. В решении этих и других вопросов представительства национальностей в органах управления, власти должны исходить из принципов равенства прав и свобод человека, паритета интересов всех народов данной территории, государства, а также принципов партнерства и сотрудничества.

Статья 5. Каждый народ и граждане всех национальностей имеют право на мир и безопасность. Политика и законодательство государства, деятельность общественных объединений и граждан должны быть направлены на устранение межнационального недоверия и вражды, угрозы конфликтов и войн, на разрешение споров мирными, политическими средствами, на создание гарантированной системы самобытного и безопасного развития и всестороннего сотрудничества народов и граждан.

Статья 6. Народы и граждане всех национальностей имеют право на защиту от проявлений любых форм экстремизма и терроризма, обязаны бороться против дискриминации народов и граждан по признакам национальной и религиозной принадлежности, проявлять толерантность и понимание.

Территория Российской Федерации не может быть использована в качестве базы для любой как внутригосударственной, так и международной террористической деятельности, какими бы лозунгами ее ни прикрывали, ибо это угрожает безопасности народов и граждан, унижает их национальное достоинство.

Статья 7. Каждый народ и каждый гражданин независимо от национальной принадлежности, подтверждая приверженность урегулированию всех споров мирным, политическим путем, должны воздерживаться от применения или угрозы применения силы в разрешении межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Статья 8. Осуществление прав и свобод одних народов и граждан одних национальностей не должно ущемлять права и свободы других народов и граждан других национальностей. Каждый народ и граждане всех национальностей обязаны уважать права и свободы других народов и граждан других национальностей, интересы всего многонационального народа Российской Федерации.

Статья 9. Каждый народ и граждане всех национальностей обязаны уважать честь и достоинство других народов и граждан других национальностей, традиционные формы их внутригосударственного, этнополитического, социального и культурного самоутверждения как составных частей многонационального народа единого государства.

Статья 10. Иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие на территории Российской Федерации в соответствии с российскими законами, обладают правами в соответствии с законами Российской Федерации, в том числе по обеспечению со стороны государства их безопасности. Они имеют право на уважительное отношение к их культуре и традициям, на отправление национальных и религиозных обычаев и традиций, не противоречащих законам Российской Федерации, интересам российских граждан и всего многонационального народа России.

Статья 11. Каждый гражданин Российской Федерации независимо от национальной принадлежности имеет право индивидуально и в сотрудничестве с другими отстаивать права и свободы человека и народов. С этой целью граждане России имеют право:

- объединяться в национально-культурные автономии и межнациональные общности, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации, и, соответственно, не направлена против каких-либо национальностей, культур, конфессий;

- формировать в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов общественные организации, ассоциации для сохранения и развития этнокультурной самобытности народов, а также для межнационального и межкультурного сотворчества;

- свободного доступа и свободного распространения информации и знаний о правах и свободах человека и народов, включая доступ к информационным ресурсам органов власти Российской Федерации и ее субъектов по вопросам реализации и защиты этих прав и свобод;

- изучать и обсуждать вопросы соблюдения как в законах, так и на практике этнических прав и свобод человека и народов, а также привлекать внимание общественности к этим вопросам;

- участвовать в проведении общественной этнологической экспертизы программ и проектов, затрагивающих интересы народов и влияющих на природную и исторически сложившуюся этнокультурную среду их обитания.

Статья 12. Каждый человек или народ, чьи права или свободы подвергаются нарушению, имеет право требовать восстановления этих прав в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Каждый человек имеет право индивидуально и в сотрудничестве с другими обжаловать действия должностных лиц государственных органов, отдельных граждан, групп граждан, общественных и общественно-политических объединений, конкретными действиями нарушающих этнические права и свободы человека и народов, в компетентных судебных, административных или представительных органах власти, которые обязаны рассмотреть их и принять по ним решение в установленный законом срок.

Статья 14. Коллективные права народов как этнических общностей и индивидуальные права человека не должны противопоставляться друг другу, их реализация должна осуществляться во взаимной гармонии.

Статья 15. Каждый народ и каждый гражданин независимо от национальной принадлежности при осуществлении своих прав и обязанностей руководствуются действующим в Российской Федерации законодательством.

Раздел 2. Социально-экономические права народов и граждан всех национальностей Российской Федерации

Статья 16. Народы и граждане всех национальностей Российской Федерации имеют право на экономическую и экологическую безопасность, на сохранение и защиту окружающей природной и этнокультурной среды обитания, проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Статья 17. Каждый народ, каждый гражданин обязаны сохранять и охранять окружающую природную и этнокультурную среду своего обитания.

Статья 18. Народы и граждане всех национальностей Российской Федерации имеют право поддерживать и развивать свои традиционные экономические и социальные системы жизнеобеспечения и виды хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации, ее международным договорам и обязательствам.

Статья 19. Народы и граждане всех национальностей Российской Федерации имеют коллективное и индивидуальное право осуществлять традиционное природопользование, включая охоту, рыболовство, морской зверобойный промысел, скотоводство, сбор растений, лесоводство, с применением традиционных форм и методов пользования земельными и иными природными ресурсами.

Статья 20. Каждая из компактно проживающих этнических общностей, их организации имеют право на всеобъемлющую информацию об осуществлении любых проектов на территориях их проживания и традиционной хозяйственной деятельности, связанных с разработкой природных ресурсов или эксплуатацией почв, воды, минеральных и других ископаемых ресурсов, с целью свободного изъявления своего согласия или несогласия, одобрения или неодобрения, если эти проекты каким-либо образом отрицательно влияют на параметры их природной и сложившейся этнокультурной среды обитания.

При этом, в случае необходимости, за осуществление подобных проектов этническим сообществам должна быть предусмотрена справедливая компенсация для смягчения их неблагоприятного экономического, социального или техногенного воздействия на окружающую природную и сложившуюся этнокультурную среду на основе договоров и соглашений, свободно заключенных этими сообществами с хозяйствующими субъектами.

Статья 21. Народы Российской Федерации имеют право влиять на определение приоритетов своего развития, на участие в выработке и осуществлении программ развития территорий их проживания и традиционного природопользования.

Статья 22. Граждане всех национальностей Российской Федерации на территории каждого из субъектов Российской Федерации имеют равное право на труд, которое включает право каждого человека независимо от национальной или религиозной принадлежности обеспечить себе достойное существование с помощью свободно избираемого им вида трудовой деятельности. Недопустимы ограничения в устройстве на работу по национальному или религиозному признакам.

Статья 23. В целях практической реализации права на труд в Российской Федерации и ее субъектах должны осуществляться специальные программы переквалификации, профессионально-технического обучения и профессиональной ориентации, в первую очередь, для представителей коренных малочисленных народов.

Статья 24. Представители всех народов Российской Федерации на территории каждого из субъектов Российской Федерации имеют право на обеспечение социальными услугами по действующим государственным стандартам.

Раздел 3. Культурные права народов и граждан всех национальностей Российской Федерации

Статья 25. Народы и граждане всех национальностей Российской Федерации имеют право на этнокультурную самобытность, использование, сохранение и развитие родных языков, на отправление национальных и религиозных обычаев и традиций, не противоречащих российскому законодательству, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также на историческую память и сохранение созидательных национальных ценностей, в том числе социальных, духовно-нравственных и историко-архивно-археологических.

Статья 26. Народы и граждане Российской Федерации имеют право на признание своих языков, как выразителей их культурного богатства, и в соответствии с этим — на государственную поддержку сохранения и развития родных языков, поощрение их использования в устной и письменной речи в общественной и личной жизни, на обеспечение надлежащих форм и средств преподавания и изучения своих языков на всех уровнях образовательного процесса, особенно на уровне дошкольного, начального школьного и среднего образования, на создание средств массовой информации на их собственных языках.

Статья 27. Народы и граждане всех национальностей Российской Федерации имеют право развивать свои традиции, родные языки и свою культуру без какого-либо вмешательства извне в тесном сотрудничестве с другими национальностями, заинтересованными институтами гражданского общества и при поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Сюда относится право поддерживать, защищать и развивать прошлые, настоящие и будущие проявления своих культур и традиций, археологические и исторические ценности, национальные искусства и литературы.

Не могут быть признаны законными национальные традиции и обычаи реакционного, экстремистского толка, противоречащие общечеловеческим ценностям морали и нравственности, российскому законодательству, общепризнанным принципам и нормам международного права.

Статья 28. Народы и граждане всех национальностей Российской Федерации имеют право практиковать и развивать традиционные духовные и религиозные ценности, обычаи и церемонии, поддерживать и защищать свои религиозные, культовые и культурные центры, и иметь свободный доступ к ним, право на использование и управление религиозными, культовыми и церемониальными объектами, если они не нарушают российские законы, спокойствие других национальностей и российского многонационального сообщества в целом.

Статья 29. Народы и граждане всех национальностей Российской Федерации имеют право использовать, развивать и передавать новым поколениям свой язык, культурные традиции, топографические названия, письменные системы и литературу в согласии и сотрудничестве с другими национальностями.

Статья 30. Народы и граждане всех национальностей Российской Федерации имеют право на все виды, формы и уровни образования, включая и постоянное изучение в системе образования обычаев, традиций, истории, культуры, литературных произведений и произведений устного, музыкального и прикладного народного творчества своего народа, не умаляя при этом аналогичных прав и свобод других народов.

Статья 31. Народы и граждане всех национальностей Российской Федерации имеют равный доступ ко всем видам и формам средств массовой информации и коммуникаций, включая радио- и телевизионные передачи из других государств на их родных или родственных языках.

Статья 32. Народы и граждане всех национальностей Российской Федерации реализуют свои культурные и языковые права при уважительном и бережном отношении к культуре, языку и традициям других народов, расширяя пространство межкультурного сотрудничества и духовного сотворчества в рамках российских законов и принципов общественной морали, укрепляя единую духовную сущность многонационального народа Российской Федерации.

Статья 33. Народы и граждане всех национальностей Российской Федерации на всей территории страны имеют право на равный доступ к ценностям культуры в соответствии со стандартами, действующими в государстве.

Раздел 4. Ликвидация предрассудков национального неравноправия, межнационального недоверия, недопущение национального экстремизма

Статья 34. Предрассудки национального неравенства и превосходства одних народов над другими или одних граждан над другими по расовому, национальному, религиозному и языковому признакам должны искореняться совместными усилиями гражданского общества и государства как противоречащие общечеловеческой морали, интересам многонационального общества и государства.

Статья 35. Всякие попытки обоснования превосходства одного народа над другим, а также одних граждан над другими на основании расового, национального, религиозного и языкового различия являются противоправными и аморальными. Нет, и не может быть оправданий расовой, национальной, религиозной и языковой дискриминации народа или отдельных граждан, попыткам разжигания межнационального недоверия и розни.

Статья 36. С целью ликвидации предрассудков национального неравноправия государство и его правоохранительные органы, институты гражданского общества должны применять все меры пресечения, общественного порицания, а также судебной ответственности, за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина по расовому, национальному, религиозному и языковому признакам, за возбуждение национальной, расовой или религиозной розни.

Меры пресечения проявлений предрассудков национального неравноправия, национального экстремизма должны осуществляться одновременно с проведением воспитательных мероприятий в духе мира и дружбы, уважения человека к человеку.

Статья 37. Каждый гражданин Российской Федерации независимо от национальной принадлежности имеет право на выбор места жительства, не нарушая при этом прав граждан, проживающих в данной местности.

Ограничение со стороны должностных, гражданских и юридических лиц передвижения граждан на территории страны по национальному или религиозному признакам противоречит российскому законодательству, общепризнанным принципам и нормам международного права и в случае проявления может и должно быть опротестовано как неправомерное.

Статья 38. Каждый имеет право на сохранение памяти о своих предках, право быть захороненным по обрядам и обычаям своего народа, рода, общины или конфессии независимо от места захоронения.

Статья 39. Общественные и иные объединения призваны пропагандировать толерантность и нормы равноправного и достойного сосуществования народов, культур и религий.

Раздел 5. Роль Ассамблеи народов России в реализации настоящей Хартии

Статья 40. Ассамблея народов России как институт гражданского общества в рамках своих полномочий и возможностей утверждает, что дружба народов России, самобытное развитие каждого народа, самоидентификация и самоутверждение граждан-россиян как представителей отдельных национальностей и всего российского народа, единство многонационального народа Российской Федерации, стабильность и целостность страны являются величайшими ценностями российского общества и государства.

Статья 41. Ассамблея народов России призвана в диалоге с государственными органами власти и органами местного самоуправления делать все от нее зависящее по недопущению и преодолению дискриминации граждан по расовому, национальному, религиозному и языковому признакам, а также по утверждению в российском обществе идеалов равного достоинства, равных прав и дружбы народов, как основополагающих факторов благополучного развития и единства России.

С этой целью Ассамблея народов России совместно с другими институтами гражданского общества и в диалоге с органами государственной власти и местного самоуправления, со средствами массовой информации, учреждениями образования и просвещения, а также с хозяйствующими субъектами берет на себя обязательства:

- способствовать формированию между народами и гражданами разных национальностей отношений взаимопонимания, взаимоуважения, духа дружбы, взаимовыгодного сотрудничества, уважения достоинства и самобытности каждого народа, каждого человека, утверждению современной демократической культуры межнационального и межконфессионального общения;

- предпринимать усилия для создания условий совместного проживания народов и граждан разной национальности в атмосфере мира, дружбы, равенства, взаимного доверия и взаимопонимания во всех регионах страны;

- проводить работу, направленную на разрешение и недопущение межнациональных конфликтов, на примирение конфликтующих сторон, на укрепление доверия и взаимопонимания между народами;

- стимулировать формирование многонациональных коллективов, организаций, а также объединение усилий представителей разных народов для достижения благополучия граждан Российской Федерации всех национальностей;

- преодолевать тенденции к национальной и культурной замкнутости и обособленности, к противопоставлению культур и традиций различных национальностей единой страны;

- участвовать в разработке проектов программ, законов и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих и гарантирующих самобытное развитие этносов и культур, межнациональное равноправное сотрудничество;

- оказывать содействие хозяйствующим субъектам всех форм собственности в проведении этнологической экспертизы их проектов, в разработке программ сохранения традиционной природной и этнокультурной среды обитания народов;

- проводить разъяснительную работу и способствовать созданию условий для реализации положений Международной Конвенции “О ликвидации всех форм расовой дискриминации”, Конвенции “О защите прав человека и основных свобод”, Рамочной Конвенции Совета Европы “О защите национальных меньшинств”, других международных правовых документов в области прав человека и народов, подписанных и ратифицированных Российской Федерацией;

- пропагандировать международные правовые документы, касающиеся прав и свобод народов, малочисленных этнических групп, национальных меньшинств и т.д., в т.ч. Конвенцию № 169 Международной организации труда “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”, “Европейскую Хартию региональных языков или языков меньшинств”, способствовать их подписанию и ратификации Российской Федерацией.

Статья 42. В целях реализации положений настоящей Хартии Ассамблея народов России прилагает усилия, чтобы в Российской Федерации на практике были:

а) гарантированы каждому гражданину и каждому народу защита:

- от любого неправомерного насилия или угрозы насилия, фактической или юридической дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

- от незаконных действий со стороны должностных, гражданских и юридических лиц в ответ на осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в международных договорах и обязательствах Российской Федерации;

б) разработаны и приняты:

- Конвенция Российской Федерации по недопущению расовой, национальной, религиозной и языковой дискриминации;

- программы обучения кадров судебных, правоохран ительных органов и других государственных учреждений, включающие изучение неотъемлемых прав и фундаментальных свобод человека и народов;

- программы миротворчества, примирения и постконфликтного строительства;

- программы поддержки самобытного этнокультурного развития и сохранения традиционной и сложившейся этнокультурной среды обитания русского и других народов страны;

- программы по внедрению в общество культуры мира, межнационального и межкультурного сотворчества, толерантности и культуры межнационального общения.

Статья 43. Ассамблея народов России при сотрудничестве с другими институтами гражданского общества и в диалоге с органами государственной власти и местного самоуправления способствует:

- формированию совместной ответственности и обязательств по защите, продвижению и осуществлению прав и свобод человека и народов во всех сферах государственной и общественной жизни, принимая все необходимые меры для создания соответствующих условий в социальной, экономической, политической и других областях, а также обеспечивая соответствующие юридические гарантии их реализации на основе равенства в достоинстве и правах;

- обеспечению поддержки институтам гражданского общества, осуществляющим содействие пропаганде и защите прав и свобод человека и народов на всей территории России, национально-культурным автономиям, общественным комиссиям (комитетам) по правам человека и народов или любым другим формам институтов гражданского общества Российской Федерации, созданным на законных основаниях;

- принятию таких законодательных, административных, организационных, культурно-просветительских, воспитательных и иных мер, которые могут гарантировать реализацию и защиту прав и свобод человека и народов, закрепленных в Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации и ее субъектов, в международных правовых документах, обязательных к исполнению в Российской Федерации;

- созданию всех условий для полноправного социально-экономического и национально-культурного развития всех народов независимо от их численности и граждан всех национальностей России, упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе признания и соблюдения прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности на всей территории Российской Федерации.

- выработке мер предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

- разрешению споров и конфликтных ситуаций путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров и обязательств Российской Федерации при привлечении, в случае необходимости, миротворческих сил и организаций;

- разработке и реализации программ сохранения и развития культуры и традиций народов Российской Федерации;

- учету в максимальной мере национально-культурных традиций и обычаев народов при разработке и принятии законов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, нормативных актов местного самоуправления;

- созданию необходимых условий для укрепления межрегионального сотрудничества и совершенствования федеративных отношений;

- налаживанию этнокультурного сотрудничества народов России с соотечественниками за рубежом;

- признанию противозаконными те организации, которые провоцируют, поощряют расовую, национальную дискриминацию, межнациональную рознь и вражду, а также признанию участия в таких организациях преступлением, карающимся законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

- усилению правоохранительной деятельности и ответственности органов власти и общественных структур в сфере национальных отношений;

- применению административных мер по систематическому расследованию случаев оскорбления и дискриминации по расовому, национальному и религиозному признакам, органично сочетая их с реализацией программ образовательного, просветительского характера, направленных на утверждение идеалов дружбы народов и единства России;

- объединению усилий по недопущению пропаганды расового, национального и религиозного превосходства, межнациональной и межконфессиональной вражды, а также принятию незамедлительных мер, направленных на искоренение попыток их поощрения в любой форме.

Статья 44. С целью обеспечения реализации положений настоящей Хартии Совет Ассамблея народов России учреждает Комитет по защите этнических прав и свобод граждан и народов Российской Федерации, состоящий из общественных деятелей, экспертов, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, а также представителей региональных отделений и Ассамблей народов субъектов Российской Федерации.

Комитет избирается Советом Ассамблеи народов России сроком на два года. Председатель Комитета осуществляет функции Уполномоченного Ассамблеи народов России по защите этнических прав и свобод граждан и народов Российской Федерации. Выборы первого состава Комитета осуществляет Совет Ассамблеи после утверждения настоящей Хартии на Съезде Ассамблеи народов России.

Статья 45. Комитет по защите этнических прав и свобод граждан и народов Российской Федерации осуществляет контроль за реализацией настоящей Хартии и ежегодно представляет Совету и Съезду Ассамблеи народов России доклад о состоянии дел в Российской Федерации в области защиты этнических прав и свобод, чести и достоинства народов и граждан всех национальностей.

Доклад публикуется в федеральных и региональных средствах массовой информации и по решению Совета Ассамблеи народов России может быть направлен Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, заинтересованным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Раздел 6. Заключительные положения

Статья 46. Ничто в настоящей Хартии не должно толковаться как ограничение, нарушение или ухудшение каких-либо прав и свобод граждан и народов Российской Федерации, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, международными договорами и обязательствами Российской Федерации.

Статья 47. Положения настоящей Хартии не ущемляют более благоприятные положения, касающиеся прав и свобод граждан и народов Российской Федерации, либо правового режима в отношении граждан отдельных национальностей и народов, которые могут существовать в законодательстве Российской Федерации или предусматриваются международными договорами и соглашениями Российской Федерации, а также в законодательстве субъектов Российской Федерации или предусматриваются ими в различных договорах с федеральными органами власти и хозяйствующими субъектами всех форм собственности.

Статья 48. Ничто в настоящей Хартии не может толковаться как подразумевающее право на участие в какой-либо деятельности или осуществление каких-либо действий, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации, нормативным актам органов местного самоуправления, не нарушающим Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Статья 49. Положения настоящей Хартии могут быть использованы в законотворческой, нормативной и управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 50. Настоящая Хартия открыта для поддержки и подписания органами государственной власти и местного самоуправления, общественными и политическим объединениями, национально-культурными автономиями, религиозными организациями и другими институтами гражданского общества для налаживания совместной созидательной работы в сфере национальных отношений, утверждения в обществе идеалов дружбы, справедливости, равенства и уважения национального достоинства народов и граждан.

Статья 51. Поправки в Хартию предлагаются и рассматриваются в соответствии с процедурой, утвержденной Съездом Ассамблеи народов России.

ВИДЕО О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ


Интервью. Лидия Ивановна Будченко "Общество проследний шанс" Соцопрос.

Интервью. Лидии Ивановны Будченко телканалу "Россия24 - Волгоград"

Интервью. «Воспитывать уважение к людям разных национальностей нужно с малых лет»

"Жить вместе" волгоград многонациональный 12/12/2017

Первое заседание. Заключительное слово. Будченко Лидия Ивановна, комиссия по культуре

Гость программы «Вести. Итоги дня» – Лидия Будченко. III Культурный форум 30 мар. 2017

Национальная политика и СМИ: проблемы взаимовлияния

Подведены итоги III Культурного форума регионов России. Лидия Будченко_2017_09_22





ГАЛЕРЕЯ



Проект: "Реликвии Донского казачества".

Проект: "Ресурсный центр в сфере межнациональных отношений".
Проект: "Братство народов в великой победе".
Проект: "Я и Россия: Мечты о будущем".
Проект: "Школа межнациональных отношений"
Проект: "Чемпионат по мини-футболу на кубок Ассамблеи".
БЛАГОДАРНОСТИ







КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ




 
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ